На сегодняшний день донская система непрерывного казачьего образования представлена уже 619 казачьими образовательными учреждениями с охватом более чем в 100 тысяч человек.
Недавно еще 16 детских садов и восемь школ Дона получили статус казачьих. Об этом рассказал директор департамента по делам казачества и казачьих учебных заведений Ростовской области Петр Серов.
Учреждения реализуют учебные курсы по культурно-историческим традициям донского казачества и региональным особенностям Донского края.
В одном только городе Каменске-Шахтинском появилось 16 казачьих детсадов и школ. В их числе детский сад комбинированного вида №15, построенный в рамках губернаторской программы «100 детских садов к 2015 году». Его посещают 126 воспитанников, а работа по внедрению казачьего компонента ведется с 2017 года.
Сейчас у ребятишек есть мини-музей стариной донской утвари, макеты и фрагменты жилища донских казаков с подлинными предметами казачьего быта. В каждой группе – куклы в народных донских костюмах, а в списке мероприятий – до десятка крупных календарно-обрядовых праздников.
Кроме того, дети много знают о донском рукоделии и ремесле, с удовольствием учатся этому искусству, а еще поют, танцуют и рассказывают стихи.
В столице донского казачества – Новочеркасске особый статус получил детский сад №23 «Журавушка», где 194 ребёнка. Здесь есть богатый казачьей утварью мини-музей «Горница». Он стилизован под казачий курень и оснащен интерактивным оборудованием.
Работает творческая мастерская, экологическая и театральная гостиные, действует хореографическая группа, а вместе с ней – фольклорный творческий коллектив сотрудников детского сада. Вместе они выступают на своих праздниках, участвуют в городских творческих конкурсах.
Активная деятельность по внедрению казачьего компонента ведется в Сладко-Балковской средней школе №13 Целинского района, потому она тоже получила статус «казачья». Здесь работают кружки «Казачата», «Традиции донского казачества», «Природа родного края», а внеурочная деятельность объединяет любителей казачьих песен. Вместе с этим тема казачества прослеживается в рабочих программах по литературе, окружающему миру, истории, географии, музыке изобразительному искусству.
— Каждое образовательное учреждение имеет свои казачьи традиции и создает необходимые условия для внедрения и развития казачьего компонента. При этом все без исключения школы и детсады активно взаимодействуют с местными казачьими обществами, – сказал директор регионального департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Петр Серов.