— Анализируя ту громадную работу, которая была проделана в рамках внедрения системы казачьего образования в жизнь, неприятно поражаешься некоторым критикам данной системы, которые даже не удосуживаются понять ее суть, посмотреть на полученные результаты в рамках ее использования — рассказывает доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского государственного университета Олег Ратушняк.
В чем преимущество непрерывного казачьего образования.
Отмечу несколько важных аспектов казачьего образования. Во-первых, сам термин казачье образование подразумевает преимущественно воспитательную часть образовательного процесса, построенную на изучении истории и культуры казачества, казачьих традиций и обычаев. Ведь воспитательный процесс будет иметь позитивные результаты только тогда, когда он базируется на моральных критериях, выработанных народом на протяжении своей истории, и закрепленных в традициях и обычаях, которые не только осуществляют регулирующую функцию в обществе, но и сохраняют лучшие образцы норм и правил поведения. Во-вторых, реализация казачьего компонента в современной образовательной системе возможна, главным образом, через систему дополнительного образования и внеучебную/внеклассную работу.
В системе казачьего образования большую роль играет наставник
Особую роль в рамках казачьего образования играет институт наставничества. Фактически данный институт впитал в себя лучшие образцы организации воспитательной работы как дореволюционной, так и советской системы воспитания подрастающего поколения. В ходе внедрения наставников в образовательный процесс было опробовано много различных вариантов функционирования данного института. На мой взгляд, наиболее оптимальным является вариант, когда казачий наставник, являясь членом войскового казачьего общества, обладая соответствующим образованием, выполняет функции воспитателя в образовательном учреждении казачьей направленности. В средних специальных и высших образовательных учреждениях наставник может выполнять функции куратора групп/курсов. Подобного рода функционирование института наставничества обеспечивает системный подход к воспитанию учащихся образовательных учреждений казачьей направленности. Состоя членом войскового казачьего общества, наставник обеспечивает фактически взаимодействие образовательного учреждения с войсковым казачьим обществом. Соответствующее педагогическое образование наставника является гарантией того, что воспитательный процесс будет организован в соответствии с нормами и требованиями современного образования.
Воспитательная работа в рамках казачьего образования
Среди результатов воспитательной работы в рамках казачьего образования выделю несколько. Во-первых, это – воспитание настоящего гражданина и патриота, как малой, так и большой родины. Во-вторых, это – воспитание современного культурного человека, нацеленного на ведение здорового образа жизни, исключающего вредные привычки и, в первую очередь, бич современного времени – наркоманию и алкоголизм. Сложно представить, что при должной организации воспитательной работы в рамках системы казачьего образования молодой человек возьмет в руки оружие, чтобы расстрелять своих одноклассников/однокурсников, учителей/преподавателей, что неоднократно наблюдалось в частности в американских школах, колледжах, университетах, а последнее время проявилось и в наших российских образовательных учреждениях. Скорее можно ожидать, что воспитанник системы казачьего образования встанет на защиту своих одноклассников/однокурсников, педагогов/преподавателей. Мы можем видеть, как воспитанники образовательных учреждений казачьей направленности становятся достойными продолжателями лучших традиций своих предков. И уже эти результаты настоятельно диктуют необходимость развития казачьего образования, распространения его положительного опыта, конечно, при условии вдумчивой и последовательной работы по организации и развитию данной системы.
В процессе развития казачьего образования, конечно, приветствуется и здоровая, конструктивная критика, рекомендации по его улучшению. Критика со стороны той ответственной части российского общества, которая понимает образовательный процесс как состоящий из двух главных компонентов – обучение и воспитание. Критика, со стороны той части российского общества, которая заинтересована в создании настоящего гражданского общества в России, в котором гражданин в полной мере осознает личную ответственность за предпринимаемые им шаги и решения.