Перспективы развития непрерывной системы казачьего образования на Дону обсудили в рамках конференции «Основные итоги деятельности системы казачьего кадетского образования в Ростовской области».
Войсковой атаман Сергей Бодряков отметил, что особую актуальность для единой системы среднего общего и профессионального, а также вузовского образования РФ обретает опыт патриотического воспитания молодежи в духе традиций казачества, а также молодежного самоуправления, который формируется, начиная с казачьих детских садов, классов и школ, кадетских корпусов, колледжей, и заканчивая вузами.
Мнение экспертов: «преимущество казачьего образования – в комплексном подходе к формированию целостной личности»
О преимуществах реализации казачьего компонента в образовательных организациях на платформе «Экспертный клуб» говорят представители донских муниципалитетов.
Так, исполняющий обязанности главы Администрации Цимлянского района Елена Ночевкина считает: «Казачьи школы и детские сады, несомненно, имеют ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют детям не только получить знания, но и научиться применять их на практике, углубиться в историю родного Донского края. Во-вторых, в казачьих школах уделяется большое внимание физическому воспитанию учеников и развитию их личностных качеств, что особенно важно и актуально для формирования готовности к службе на защите Отечества».
Глава администрации Белокалитвинского района Ольга Мельникова достоинство казачьего образования видит в комплексном подходе к формированию целостной личности:
«Считаю, что для становления высоконравственного гражданина России необходима целостная система духовно-нравственного воспитания. Система казачьего образования и наставничества казаков Усть-Белокалитвинского юрта помогает в полной мере обеспечить единство обучения и воспитания через широкий пласт культуры казачества, сформированной на идеях державности, патриотизма, православия и беззаветного служения Отечеству».
Мнение родителей: «главное в казачьем образовании то, что растут настоящие мужчины, защитники Родины!»
Анна Корниенко, мама 5-летней Алены, воспитанницы казачьего детского сада № 4, г. Новочеркасска, рассказала о том, что ребята с 5-6 лет полностью погружены в атмосферу казачьей культуры и традиций.
– Благодаря сильному техническому оснащению образовательного процесса родители на сайте образовательной организации могут увидеть всю информацию о том, какая разносторонняя работа проводится с нашими детьми по формированию казачьего мировоззрения и отношения к жизни.
Судя по содержательному наполнению вкладки «Казачий детский сад» на официальном сайте новочеркасского детского сада № 4, понятным становится, почему пятилетняя Алёна, как и другие казачата, знает кто такой атаман Матвей Платов. Вместе с родителями ребята имеют возможность посмотреть подготовленные ЮРГПУ – фильм о легендарном атамане, послушать песню о нем, ознакомиться с экспозициями интерактивного мини-музея «Атаман Платов – история нашей земли», узнать о родословной, боевых подвигах «атамана-вихря», увидеть его образ на картинах знаменитых художников…
По словам Анны Владимировны, ребята поют не только гимн России, но и Войска Донского. Часто общаются в казаком-наставником, а также встречаются с атаманом окружного казачьего общества «Новочеркасский округ» Всевеликого Войска Донского Андреем Демченко.
– В свои 5-6 лет казачата рано социализаруются, понимают, чем занимаются казаки – в меру своего возраста, конечно. Широко общаются со сверстниками других детских садов, например, участвуя в фестивале национальных культур «Многонациональный Дон».
Зная о том, что родной дядя воюет на Донбассе и спасает таких же деток, их мам и пап, пятилетняя Алёна по-своему переживает за воинов. И предлагает маме купить большой и теплый пледик, чтобы укрыть всех солдат, потому что уже холодно…
Татьяна Лукьянова, мама восьмиклассника Степана – атамана казачьей СОШ № 4 города Белая Калитва. Как атаман Степан Лукьянов является преемником деятельности старшего брата Алексея, который так же был атаманом казачьей школы № 4. Ныне Алексей – курсант Военной академии Ракетных войск имени Петра Великого.
– Я мать четверых детей. По мере взросления – все они учатся в родной школе № 4, – говорит Татьяна. – Мы живем в казачьем крае и имеем казачьи корни. Для нас важно, чтобы наши дети воспитывались в казачьих традициях и знали историю и обычаи земли, на которой живем.
Татьяна Викторовна ухаживает за своей 100-летней бабушкой-казачкой, которая и по сей день делится с правнуками житейской мудростью и любит рассказывать о своей большой казачьей семье.
– У меня нет надобности проявлять строгость к детям. Они сами стремятся быть лидерами, развиваться, чтобы стать лучшими. В казачьей школе все построено на самоорганизации. Ребятам предоставляются свобода выбора, чтобы реализовать свои способности. Мои дети не только отлично учатся, фланкируют, занимаются спортом, но посещают музыкальную, художественную школу. Степан играет на балалайке, Алексей на баяне. Дочь Виктория – в художественной школе, побеждает в конкурсах, – поделилась Татьяна Викторовна.
Любимая народная песня Степана, которую он исполняет под аккомпанемент балалайки, – «Любо мне, когда Дон разливается»…
– Главное в казачьем образовании, – считает Татьяна Лукьянова, – это то, что ребята растут настоящими мужчинами, защитниками Родины. И этот выбор они делают, сидя за партой…
Александра Ефимова – мама Глеба, выпускника Шахтинского генерала Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса 2023 года.
С первого сентября Глеб начнет обучение в Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в городе Воронеже.
– После вступительных испытаний и жесткого отбора, которые прошел Глеб в академии, ее офицеры благодарили нас за хорошую физическую и учебную подготовку будущего курсанта. Казачье кадетское образование дает сильную базу знаний и духовного взросления для юношей, которые мечтают посвятить себя защите Отечества.
Главное, уверена Александра Павловна, казачье образование формирует сильную личность.
Как и у большинства парней, у Глеба, во время обучения в корпусе были сложные моменты взросления. Но, как-то пообщавшись со сверстниками на улице, он сказал маме «спасибо» за возможность учиться в казачьем кадетском корпусе. «Если бы остался вместе со всеми, имел бы не один привод в полицию…»
Воспоминания о кадетской поре своей жизни Глеб связывает с казачьим братством, друзьями, с общением с казаками-наставниками и поездкой на остров Лемнос, который в годы гражданской войны для казаков–эмигрантов стал последним пристанищем. Поездкой в Грецию Глеб был награжден за победу в конкурсе на лучшую работу о казаках-эмигрантах.