Атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда принял участие в круглом столе «Правовое обеспечение развития системы непрерывного казачьего образования в Российской Федерации».

 

Совет Федерации создал площадку открытого обсуждения вопросов, связанных с правовым регулированием казачьего образования. Сегодня это одна из важнейших тем для российского казачества.

 

Участниками круглого стола стали первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Михайлов, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина, представители Министерства просвещения, вузов, региональных органов законодательной и исполнительной власти.

 

Система образовательных организаций, реализующих казачий образовательный компонент, выстраивается сейчас на всех территориях исторического проживания казачьих войск. На сегодняшний день по всей России функционирует более 2,5 тысяч образовательных организаций, реализующих казачий компонент на уровне начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования. Это на 508 образовательных организаций больше по сравнению с 2019 годом. Вузов с казачьим компонентом в России сегодня 18, они представлены в 19 субъектах страны.

 

— Введение казачьего компонента в систему образования позволяет не только сформировать нужные компетенции у учащихся и студентов, основанных на знании и понимании истории, традиций российского казачества, но и реализовать важный социальный аспект поддержки детей из неполных, малообеспеченных семей, детей-сирот, — отметила Ирина Рукавишникова.

 

Николай Долуда сделал акцент на принципе преемственности казачьего образования и задал идеологические векторы:

 

— Под системой непрерывного казачьего образования мы пониманием изучение истории, культуры, традиций российского казачества, основ православной культуры на всех ступенях – от детского сада до вуза. При этом учащиеся должны стать носителями, а не потребителями идеологии и ценностей казачества. Принципы, заложенные нашими предками и проверенные веками – это честь и совесть, уважение к старшим, к труду, любовь к Отечеству и готовность встать на его защиту. Это и есть фундамент казачьего образования, особое значение в котором имеет деятельность наставника.

 

Также Николай Александрович подчеркнул, что казачьи школы и корпуса должны нести в себе серьезное содержание, а не иметь лишь формальный статус.

 

— На правовом уровне должен быть определен единый подход к присвоению образовательным организациям регионального статуса «казачий». И здесь решение должно выноситься совместно Министерством просвещения и региональным департаментом по казачеству. Для того, чтобы школа могла по праву называться казачьей, необходимо, чтобы в ней не 50 процентов составляли классы казачьей направленности.

 

Требованием времени стала выработка методических рекомендаций по составлению учебных планов и взаимодействию казачьих образовательных учреждений с вузами, культурными и общественными организациями, а также уточнение концепции преподавания истории в школах.

 

Напомним, что в мае 2021 года была создана Ассоциация казачьих вузов, реализующих казачий компонент. По словам Н.А. Долуды, это в том числе позволит выполнять задачу, которую поставил Президент России в Стратегии государственной политики в отношении российского казачества — готовить кадры для казачьих обществ.

 

— Основу казачьего образования составляет обеспечение единства обучения и воспитания, создание условий личностной и профессиональной самореализации в контексте казачьих традиций. В ноябре 2020 года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий на 2021–2023 годы по реализации новой стратегии. В нем предусмотрены, в том числе, мероприятия по научному изучению истории российского казачества, противодействию фальсификации истории России, связанной с историей российского казачества, развитию системы непрерывного образования казачества России, подготовке кадрового резерва для казачьих обществ, — отметила Елена Дружинина.

 

И.А. Рукавишникова заявила, что концепция преподавания истории российского казачества в общеобразовательных организациях находится в финальной стадии обсуждения в минобрнауки России. Она уточнила, что для развития системы казачьего образования в стране необходимо разработать типовые программы повышения квалификации педагогов, реализующих казачий компонент.

 

Рабочей группой, созданной в рамках Федерального агентства по делам национальностей, подготовлен к рассмотрению Государственной Думой законопроект «О развитии российского казачества».  Его принятие также будет способствовать реализации непрерывного казачьего образования.