Старший преподаватель МГУТУ (Первый казачий университет), заведующий лабораторией 3D-моделирования и веб-технологий Владимир Пономарев разработал и представил уникальный проект – конструктор диорам для изучения объектов историко-культурного наследия России. Первую модель он представил заместителю атамана Всероссийского казачьего общества по молодежной политике Игорю Кочубееву.
Детали набора печатаются на 3D-принтере, в них интегрируют специальные метки дополненной реальности. А демонстрация элементов дополненной реальности требует лишь смартфона с установленным бесплатным российским программным обеспечением Varwin XRMS.
Конструктор можно распечатать и раскрасить в любой точке России. А если такой возможности нет, то его можно в разобранном виде доставить в любую точку страны. Более того, файлы модели можно дополнять и улучшать, а значит – учащиеся казачьих классов и казачьих кадетских корпусов могут собрать на их основе собственные исторические диорамы.

Преподаватель Владимир Пономарев в беседе с пресс-службой Всероссийского казачьего войска рассказал, как появилась идея проекта.
«В рамках работы лаборатории занимаемся со студентами 3D-печатью. Расположение отдельных элементов на сетке используется в 3D-моделях, некоторые из которых мы со студентами мы распечатывали, скачивая с их официального аккаунта на сайте MyMiniFactory. Так появилась идея разработать на основе аналогичной сетки, в ячейках которой размещаются детали, собственные элементы, связанные с различными историческими периодами», – поделился Владимир Пономарев.
Он добавил, что демонстрационный экземпляр собран из минимально возможного числа элементов и не имеет конкретного исторического аналога. Но подобные диорамы в объединении с VR и AR-технологиями открывают невероятный простор для творчества.
«При использовании дополненной реальности может появляться все, что угодно. Но мы будем использовать ее в данном проекте для появления людей и определенных эффектов, например, пламени выстрела или взрыва», – рассказал преподаватель.
Впереди – огромные планы и перспективы.
«В первую очередь, мы хотим сделать диораму Багратионовых флешей Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, так как в рамках проекта «История российских побед» ранее уже создавали порядка 100 анимированных моделей русских солдат того периода, в том числе и казаков. В прототипе использовались модели данного исторического периода», – поделился Владимир Пономарев.
И с точки зрения преподавания у проекта большое будущее. Как отметил старший преподаватель МГУТУ, даже студенты-историки могут самостоятельно собрать небольшую диораму, аккуратно ее упаковать и провести урок с визуальным пособием в казачьем кадетском классе.
Положительно оценили новую разработку и среди казачьей молодежи.
«Казачья молодежь – это сообщество людей, мыслящих нестандартно, по-новому. Мы находим в этом еще и историческое основание: издавна, когда казаки становились носителями российской государственности на рубежах Отечества, расширяя его, они демонстрировали примеры очень гибкого ума. В подражание предкам, мы сегодня стараемся инициировать разного рода инновационные проекты. Алгоритм, в целом выработан: сперва тестируем, далее запускаем и уже затем масштабируем проект.
Идея моделирования диорам нам показалась интересной, оригинальной и важной в деле воспитания подрастающего поколения. Сейчас подобные диаграммы – прекрасный наглядный материал, а завтра могут составить конкуренцию популярным во всем мире сборным моделям и конструкторам, при этом рассказав широкой аудитории о примерах казачьей доблести в Азовском осадном сидении и других сражениях», – поделился впечатлениями заместитель атамана Всероссийского казачьего общества по молодежной политике Игорь Кочубеев.
В будущем подобные диорамы могут стать прекрасным подспорьем для преподавателей истории, современным инструментом для информирования широкой общественности о казачестве, их истории и традициях и даже предметом самостоятельного увлечения для энтузиастов и моделистов.