О том, что такое казачье образование, слышали многие. При этом, в чем же конкретно заключается его специфика, знают далеко не все. Что главное для педагога, обучающего казаков, и какую роль в воспитании патриотизма играет такое образование, рассказали непосредственные участники процесса казачьего обучения.
Александр Кузнецов – потомственный казак и глава многодетной семьи. Его главное призвание в жизни – быть педагогом. Преподавательской деятельности мужчина посвятил более 30 лет.
Александр Кузнецов (крайний справа) преподаватель в сочинской школе №12
Сейчас он с семьей живет в Сочи, а до переезда 10 лет преподавал в негосударственном частном образовательном учреждении «Армавирский православно-социальный институт». Александру есть чем гордиться: тридцать процентов священников в Краснодарском крае – его студенты. Один из них – иерей Андрей Трубаков, настоятель церкви Александра Невского в городе Адлере.
А последние пять лет Александр работает в системе казачьего образования. В новом учебном году он передает свой опыт в сочинской школе №12, где помимо преподавания истории занимается организацией казачьих классов.
— Сейчас веду восьмой и девятый казачьи классы. Замечаю, что ребят, желающих изучать историю, культуру и традиции казачества становится все больше. Между тем Сочи – многонациональный город, в одном классе обучаются дети разных культур, вероисповеданий, – отмечает Александр Кузнецов.
Также он отмечает, что казачьи классы более сплоченные, а дети, обучающиеся в них, максимально открыты новым знаниям. Кроме того, для юных казаков и казачек с детства считается нормой уважение к старшим, взаимовыручка, понятие братства.
Как учат казаков
Образование казаков состоит из двух основных компонентов: верность традициям и соответствие современным учебным стандартам.
Как отмечает, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского государственного университета Олег Ратушняк, сам термин «казачье образование» подразумевает преимущественно изучение истории и культуры казачества, традиций и обычаев.
— Воспитательный процесс будет иметь позитивные результаты только тогда, когда он базируется на моральных критериях, выработанных народом на протяжении своей истории и закрепленных в традициях и обычаях, которые не только осуществляют регулирующую функцию в обществе, но и сохраняют лучшие образцы норм и правил поведения, – рассказал Олег Ратушняк.
Также он уточнил, что реализация казачьего компонента в современном образовании осуществляется через систему дополнительного образования и внеклассную работу.
Этим нужно жить
Особую роль в казачьем образовании играет институт наставничества.
— Фактически данный институт впитал в себя лучшие образцы организации воспитательной работы как дореволюционной, так и советской системы воспитания подрастающего поколения-, – отметил Олег Ратушняк.
В ходе внедрения наставников в образовательный процесс было опробовано много различных вариантов функционирования данного института.
— На мой взгляд, наиболее оптимальным является вариант, когда казачий наставник, являясь членом войскового казачьего общества, обладая соответствующим образованием, выполняет функции воспитателя в образовательном учреждении казачьей направленности, – сообщил Олег Ратушняк.
Ученики на открытии казачьего класса
На ряду с этим в средних специальных и высших образовательных учреждениях наставник может выполнять функции куратора групп.
Как отмечает Олег Ратушняк, казачье воспитание дает свои ощутимые плоды. Такое образование позволяет привить патриотизм и к малой родине, и к родине в широком смысле. Еще казакам с детства дают установку на здоровый образ жизни.
Заведующий лабораторией казачества Южного научного центра РАН, доктор исторических наук Андрей Венков отмечает, что главное в казачьем образовании – это воспитание.
— Казачье воспитание – это в первую очередь мужское воспитание. Нет казачьей математики, нет казачьей химии, но есть целенаправленно подобранные особенности при преподавании гуманитарных дисциплин, – заявил Андрей Венков.
Материал РИА НОВОСТИ