Созданная на Кубани система непрерывного казачьего образования включает в себя 17 казачьих детских садов, 62 казачьих школы, 7 казачьих кадетских корпусов, 27 представительств в профессиональных образовательных организациях.

 

С целью оптимизации работы образовательных учреждений казачьей направленности Кубанское казачье войско ведет работу по обобщению лучших педагогических и воспитательных практик.

 

Опытом работы делится Алевтина Цвершиц — директор средней общеобразовательной школы № 19 имени А.Я. Невского станицы Скобелевской, которая одной из первых среди школ Гулькевичского района стала казачьей  в декабре 2017 года.

 

По словам Алевтины Евгеньевны, особенность ее в том, что несмотря на свою удаленность от районного центра и малочисленность (до 140 человек на сегодня), в школе есть свои традиции и обычаи, которые передаются не только ее учащимся, но и воспитанникам двух дошкольных групп, чьи помещения находятся в том же школьном здании, но имеют отдельный вход.

 

Согласно принятому Положению, и учащиеся, и учителя школы носят казачью форму одежды – по образцу Кубанского казачьего войска. Школьный день для казачат начинается с 8 часов не с первого урока, а с общешкольного развода на занятия, в ходе которого проверяется присутствие учащихся в классе, состояние их внешнего вида, делаются объявления, в том числе о значимых событиях, произошедших в этот день, о государственных и православных праздниках, о вопросах внутришкольной жизни. После чего поднимается государственный флаг России и Кубани.

 

В весенний и осенний периоды общешкольное построение осуществляется на школьном плацу и завершается торжественным прохождением казачат маршем перед руководством школы и педагогами.

По словам директора школы, проведение школьных разводов позволило дисциплинировать учащихся и кардинально решить вопрос с опозданиями на занятия.

 

– Они прекратились, так как об отсутствии учащегося на разводе сразу становится известно из рапортов атаманов классов заместителю директора школы, ведущему развод, а затем и директору, — подчеркивает Алевтина Евгеньевна.

 

В начале урока атаман класса в обязательном порядке докладывает учителю о готовности учащихся к уроку, и еще раз – об отсутствующих на уроке. Что еще раз акцентирует внимание учащихся на дисциплине и необходимости ответственно подходить к главному делу их школьной жизни – учебе.

 

Казачья школа прививает учащимся навыки казачьего самоуправления и в реальной жизни знакомит с принципами казачьей демократии. Для этого ежемесячно проводится заседание правления школы, куда входят атаман школы, атаманы классов, директор, атаман Скобелевского хуторского казачьего общества. Они позволяют решать накопившиеся за месяц вопросы, услышать мнения учащихся, принять верные управленческие решения. За порядком в школе, помимо дежурных, следит и дневальный наряд, который казачата несут в соответствии с графиком.

 

В казачьей школе № 19 имени А.Я. Невского станицы Скобелевской казачье образование прослеживается на всех этапах образовательного процесса: в урочной и внеурочной деятельности. В учебный план включены  предметы «Кубановедение», «ОПК», «История и современность кубанского казачества», а во внеурочную деятельность — «Физическая культура на основе традиционных кубанских казачьих средств»,  «Традиционная культура кубанского казачества», «История кубанского казачества». Кружки проходят при регулярном взаимодействии учащихся с казаками-наставниками, которые закреплены за каждым казачьим классом.

 

Особая гордость школы —  две дошкольные группы — открылись в сентябре 2019 года. Ещё задолго до их открытия перед педагогами встал вопрос: как правильно, с учетом казачьих традиций, организовать работу с воспитанниками школы возраста от 2,5 до 7 лет? Как воспитать достойное казачьих традиций поколение?

 

В поиске ответа руководство и педагогический коллектив школы обратились к опыту казачьих предков. В казачьих семьях к семи годам сын или дочь уже были включены в уклад семейной жизни, владели духовно-нравственными основами взаимоотношения с родителями, бабушкой, дедушкой, со своими сверстниками.

 

Воспитанием, в основном, занимались самые авторитетные члены семьи – дедушки, бабушки и крестные родители. Вместе с родителями, они личным примером, беседами, рассказами о казачьем образе жизни, приучали малолетних детей к ежедневному труду, готовили к взрослой жизни и к государственной службе (мальчиков).

 

Для нынешних казачат, по свидетельству Алевтины Евгеньевны, авторитет являют воспитатели вкупе с казаками-наставниками из Скобелевского хуторского казачьего общества. Не секрет, что дети копируют поведение своих родителей и учителей, людей старшего возраста, с которыми им приходится постоянно общаться. Воспитатель дошкольных групп стремится к тому, чтобы стать добрым примером для своих воспитанников и доходчиво ответить на все многочисленные и постоянные детские вопросы.

 

При этом в дошкольных образовательных учреждениях казачьей направленности выстраивается правильный внутренний распорядок работы с воспитанником: воспитатель в процессе занятий, игр и прогулок с детьми ненавязчиво рассказывает им о традициях в казачьей семье, о взаимопонимании взрослых и детей, о взаимном уважении, добром и уважительном отношении к старшим.

 

Казачата, воспитываясь в атмосфере духовной традиции, вырастают инициативными, дружными и любознательными детьми. Заслужено – являются победителями муниципального конкурса «Лучший казачий класс 2019».

 

Постоянно участвуют в мероприятиях краевого, муниципального и школьного уровней, добиваются отличных результатов: являются победителями Всероссийского конкурса рисунков «Наследие святого благоверного князя Александра Невского»; краевых соревнований по стрельбе из пневматической винтовки; муниципальных соревнований по самбо, футболу, баскетболу,   шахматам. Ежегодно входят в тройку лучших команд во время проведения муниципальных Казачьих игр и занимают призовые места в муниципальных викторинах на знание истории казачества, в частности, являются победителями 2020 года в викторине «Изучаем историю кубанского казачества»; в конкурсах патриотической направленности: «Без срока давности», «Мы –наследники Победы», «Эхо прошедшей войны», «Правнуки Победителей», «ВОВ в истории моей семьи».

 

Благодаря накопившемуся опыту, на базе школы № 19 им. А.Я. Невского ее руководство регулярно проводит семинары-практикумы для своих коллег из казачьих школ других муниципалитетов.

 

Главным результатов своей работы коллектив школы считает то, что их выпускники после получения аттестатов и по достижении совершеннолетия вступают в ряды казачества и продолжают свою взрослую деятельность на благо народа и станичников уже в рядах хуторского казачьего общества. В их числе: Золотарев Владимир Юрьевич – сын атамана хуторского казачьего  общества, Золотарев Андрей Александрович и Золотарев Николай Николаевич — племянники атамана ХКО ст. Скобелевской, Чернов Артур Русланович, Митейко Сергей Владимирович и Митейко Иван Михайлович  – сыновья казаков  ХКО и казаков-наставников классов казачьей направленности МБОУ СОШ № 19 им. А.Я. Невского.