Об этом свидетельствуют результаты исследования общественного мнения жителей Краснодарского края на предмет отношения к казачеству, проведенного пресс-службой войска. Для 92,2 % опрошенных жителей края казаки являются неотъемлемой частью не только прошлой, но и современной истории Кубани.

Среди опрошенных — жители 44 муниципалитетов края разных социальных групп. В первую очередь те, кто не состоит в казачьих обществах и не имеет казачьих корней. В том числе, были учтены мнения родителей казачьих и не казачьих классов общеобразовательных школ края.

В процентном соотношении из общего числа опрошенных – стопроцентно душевную расположенность казакам выказали жители городов, станиц и хуторов, расположенных на территориях Таманского отдела.

Куначество и устоявшиеся добрососедские отношения казаков и черкесов, проживающих на территориях Майкопского и Баталпашинского отделов, отразились в результатах опроса: 96 % и 91,9 % соответственно.

На землях Черноморского округа казакам доверяют на 94,5 %, в Кавказском отделе – на 91,1%, Лабинском отделена 90, 4 %, в Ейском отделе – на 88, 4 %, в Екатеринодарском отделе – на 85,3 %.

Средний показатель положительного восприятия казаков в процентном соотношении составил 92,2 %.

Что кроется за этой цифрой?

Жители, когда видят казака или ребенка в казачьей форме, «гордятся за кубанцев. Они помнят и чтут традиции своих предков»; испытывают «чувство защищенности, гордости», «восторга за свой край». С человеком в казачьей форме они связывают «надежду на лучшее будущее».

Возрождение казачества жители Кубани воспринимают с гордостью: «Казачьего ли я рода — сомневаюсь… К возрождению казачества отношусь очень положительно. В традициях, устоях — наша сила», «Возрождение воспринимаю с гордостью», «испытываю чувство защищенности», «глядя на казаков, переживаю восторг и гордость за свой край», «почаще бы общались казаки с детьми. Приучали детей уважать родителей и старшее поколение», «казаки приходят в школу с обходами — это радует!!!», «видим перспективу на будущее».

Неоднозначное или отрицательное восприятие современной казачьей культуры отдельные жители Кубани объясняют собственной реакцией на случаи, которые являют собой не правило, а исключение из жизни казачества: «Была бы «за» если бы современные казаки более старшего возраста были бы достойными людьми и показывали хороший пример подрастающему поколению». Безусловно, как в каждой семье, в казачьей – бывают и люди, недостойные подражания.  Но, чтобы судить обо всех казаках, надо учесть и доблесть, мужество казаков-добровольцев, которые первыми отозвались на призыв о помощи жителей Крыма во время проведения референдума, ликвидируют последствия природных стихий, тушат пожары, помогают казачьим школам, семьям, попавшим в затруднительное положение.

Казачество становится сегодня площадкой межкультурного и межнационального диалога. Об это свидетельствует отношение к казакам жителей районов, исторически расположенных на территориях Баталпашинского отдела. У них ребенок в казачьей форме вызывает душевное приятие именно потому, что воспитывается по тем же традиционным канонам, по которым живут народы Кавказа: «приятно, видно, что по традициям живут», «элементы народной одежды на человеке – это очень интересно, сразу видно, как он относится к своим корням», «скорее нравится. Пусть гордятся своим народом, все-таки история богатая…», «всегда приятно, когда человек знает откуда родом», «форма всегда организовывает человека».

О судьбе казачества размышляют люди различной национально-этнической принадлежности, социальной, возрастной, профессиональной категории. Но их объединяют одни желания: иметь исторические корни, знать традиции, жить в мире и взаимопонимании и быть уверенными в завтрашнем дне. «Я не казак, но казаки — это часть народа нашего, часть Карачаево-Черкесии, поэтому я только «за»», «не казак, но считаю, что казачество и не умирало. Везде в селах, в станицах у нас много казаков. Наши соседи в Ильичёвке — тоже казаки, порядочные люди», «я карачаевец; нормально отношусь к возрождению. Казаков тоже репрессировали, как и нас. Имеют полное право жить по своим традициям, и государство должно поддерживать».

Потому естественным выглядит желание жителей Карачаево-Черкессии – открывать новые казачьи классы: «У нас (в Черкесске) казачьи классы переполнены, все хотят туда попасть», «всем национальные школы нужны, каждому народу по своей школе и детскому саду», «нормально отношусь к появлению казачьих классов, казачьих школ, кадетских корпусов и казачьих детских садов, если все смогут туда поступать и не будет разделения по национальностям…»

Есть 0,5 % отчаявшихся респондентов, которые считают, что сейчас — не до казачьих школ: «уже есть общепринятые нормы морали, общероссийские ценности и институт народного образования, который мы все прошли». К тому же, по их мнению, «такое время сложное, без денег люди сидят, не до патриотических идей…».

Их можно понять. И напомнить: сложным время становится именно тогда, когда отсутствуют патриотические идеи и заканчивается любовь к Родине. А нормы казачьей морали отличаются от общепринятых тем, что являются более глубокими по своей православной сущности. И здесь – дело в выборе каждым своего пути.

Доверие жителей Кубани к казачеству – подтверждение того, что путь, каким развивается сегодня государственная служба, образование, экономика, молодежное движение Кубанского казачьего войска, — является единственно верным. И требует от казаков – духовной и жизненной воли, исторической прозорливости и ответственности за судьбу Родины.