Казаки, вернувшиеся из зоны боевых действий, признаются в том, что во время массированных обстрелов со стороны укронацистов не раз обращались к Богу со словами «Господи, спаси и сохрани». Молитва помогает пережить смертельную опасность, фронтовые тяготы, и дух казаков крепнет. Особенно, если рядом – священник.

 

О духовном окормлении казаков-воинов, о мужестве казаков и боевом казачьем братстве в беседе с заместителем главного редактора «Вольной Кубани», подъесаулом Кубанского казачьего войска Сергеем Капреловым рассказал настоятель Свято-Троицкого храма станицы Старонижестеблиевской отец Никифор. Походный священник отряда «Кубань» бок о бок с казаками провел в зоне СВО свыше полугода.

 

Совесть не позволила сидеть дома

 

Именно так ответил отец Никифор на вопрос, что побудило его отправиться в зону боевых действий.

 

— В апреле прошлого года, когда шла спецоперация, я услышал голос: надо ехать. Это был голос Бога. Первым делом обратился к владыке Григорию, которого считаю настоящим пастырем. Он сказал: если ты чувствуешь потребность, значит, надо ехать. Владыка помог войти в состав отряда БАРС-11, который только начал формироваться. Возглавлял его заместитель атамана Всероссийского казачьего общества Валерий Васильевич Ефремов. Получив благословение владыки Григория, двинулся в путь, — говорит отец Никифор.

 

Отец Никифор был первым священником, отправившимся в зону боевых действий. Он признался в том, что испытывал страх. Но боялся не быть убитым, а не справиться со своими обязанностями. «Как не ошибиться, как добиться, чтобы слова пастыря были понятны и приняты, — вот что больше всего волновало меня», – признается отец Никифор.

 

Валерий Ефремов определил его в штаб отряда. Место дислокации отряда не раз подвергалось артиллерийским и минометным обстрелам. Так что отец Никифор, как и все, ходил под Богом.

 

— Когда наступил момент получать оружие, Валерий Ефремов высказал мысль о том, что священникам нельзя брать в руки оружие. Как быть? Когда я причащал наших хлопцев в окопах и раздавал письма, написанные детьми, плакали все. Ко мне подошел казак, протянул автомат и сказал: «Батюшка, это трофей, примите от нас». Что делать в такой ситуации? Не взять — значит обидеть. Говорить, что священнику нельзя брать оружие? На передовой такие вещи не говорятся. Конечно, взял автомат. На Запорожье, куда прибыл наш отряд, меня назначили заместителем начальника штаба, а ему по штату положен еще и пистолет. Как и гранта Ф-1. Ее я использовал бы в случае попытки пленения, – поделился отец Никифор.

 

Господь давал силы

 

Нагрузка — и физическая, и моральная, и служебная — у отца Никифора была колоссальной. Но, как он говорит, Бог давал сил, а товарищи по оружию — атаман Туапсинского РКО Михаил Саморуков (царство ему небесное) и Валерий Ефремов, Геннадий Кормильцев, Виктор Юрин помогали своему батюшке.

 

— У Валерия Васильевича была самая большая степень ответственности. Считаю, что он совершил подвиг, решившись пойти в зону СВО. Командуя отрядом, он умел слушать подчиненных, имеющих боевой опыт. И принимал правильные решения. Это очень важно, когда командир умеет слушать и слышать. На Украине происходит совершенно новый вид боевых действий. Никто к такой войне не был готов. Тем более казаки, которые не являются действующими военнослужащими. Когда поступил приказ взять укрепрайон, расположенный в зеленке, весь штаб во главе с Ефремовым пошел в бой, и приказ был выполнен, — вспоминает священник.

 

Отец Никифор, как и все, ходил в камуфляже, со всей прочей амуницией. О его сане говорила епитрахиль — часть облачения священника, надеваемая на рясу, в нашем случае — поверх бронежилета и поручей (нарукавники, стягивающие концы рукава).

 

— Неподалеку от нас была расположена танковая часть. Я окормлял танкистов так же, как и казаков. Почти каждый из танкистов фотографировался со мной. Эти снимки они отсылали матерям и женам, чтобы те видели и верили в то, что Бог убережет их. Так они успокаивали родных. Приходили за благословением и причастием танкисты, артиллеристы. Кто-то был иной веры. Рядом с нами стояли ребята из «Ахмата». Думаю, и мусульманам было приятно видеть православного священника, который находится вместе с ними на передовой,  – считает отец Никифор.

 

По его словам, у казаков сложились теплые отношения с «Ахматом». Его бойцы поддерживали казаков артиллерией.

 

– Как-то один из командиров «Ахмата» попросил меня приехать и причастить русских бойцов, которые служат в этом подразделении. В доме собралось около 30 бойцов. Только стал читать молитву — начался такой сильный обстрел из установок «Град», что дом ходил ходуном. Несмотря ни на что, я провел всю процедуру святого таинства. У меня даже мысли не было о том, что во время причастия в дом могла попасть ракета. Бог бы этого не позволил!  Считаю, не на войну пошел, а помогать тем, кто несет на себе основную тяжесть войны и нуждается во мне как в священнике. Приходилось исповедовать и причащать не только казаков, наших солдат, но и мирян, отпевать покойников, крестить — как военных, так и гражданское население, – рассказал отец Никифор.

 

Когда пришел приказ — занять опорный пункт противника, отец Никифор, чтоб подбодрить личным примером, решил идти в бой. Вместе с командиром роты Михаилом Саморуковым взяли оружие, боекомплект и двинулись в сторону передовой. Казаки, увидев батюшку в полной боевой готовности, спросили: «Отец Никифор, вы куда собрались?». Он ответил: «Иду выполнять приказ». Тут же несколько бойцов, первым из которых был Сергей Сюсюка (он всегда был в самых опасных местах), работавший в штабе Всероссийского казачьего общества и добровольно приехавший в зону боевых действий, сказал: «Батюшка, вы никуда не пойдете. Я поведу казаков». Его поддержали казак с позывным «Борода» и еще несколько человек.

 

Собралась группа в большом составе и пошла в атаку. Казаки заняли опорник ВСУ и удерживали его до подхода армейских частей.

 

…Отец Никифор вернулся домой. Немного отдохнул, закончил некоторые дела, связанные с работой храма, и вновь с отрядом казаков-добровольцев отправился на Донбасс.

 

По материалам газеты «Вольная Кубань»