В Минобрнауки России под председательством заместителя Министра Константина Могилевского – ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по делам казачества Алексей Кириченко, атаман Всероссийского казачьего общества, заместитель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Николай Долуда, а также ректоры вузов, реализующих «казачий компонент», обсудили вопросы повышения эффективности деятельности Ассоциации казачьих вузов и определили ключевые направления работы. Также в режиме ВКС-связи в работе совещания приняли участие атаманы 12 войсковых и 2 окружных казачьих обществ, заместители атаманов, курирующие данное направление, лидеры казачьих молодежных организаций, а также казаки-наставники, закрепленные за учебными группами в вузах.
В своем выступлении Константин Могилевский отметил, что количество членов Ассоциации увеличилось с 18 до 25 вузов. Подробнее остановился на мероприятиях плана по развитию системы подготовки кадров для казачьих обществ: разработке программ дополнительного образования для членов казачьих обществ, проведении обучающих семинаров для получения государственной поддержки и др. Московским государственным университетом технологий и управления (МГУТУ) им. К.Г. Разумовского, сказал заместитель Министра, будет организован ежеквартальный мониторинг деятельности вузов-членов Ассоциации и войсковых казачьих обществ.
Отдельно Могилевский К.И. напомнил, что в рамках патриотической акции «Вузы для фронта» образовательные организации высшего образования, реализующие «казачий компонент», оказывают помощь и поддержку участникам специальной военной операции. Так, на базе МГУТУ им. К.Г. Разумовского развернута деятельность по сбору и отправке на передовую гуманитарных грузов – квадрокоптеров, медикаментов и предметов первой необходимости. А студенты Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина плетут маскировочные сети, заливают свечи и шьют балаклавы для фронта.
В свою очередь, Всероссийский атаман Николай Долуда выразил благодарность Министру науки и высшего образования, председателю постоянной комиссии по научно-исследовательской работе при Президенте РФ по делам казачества Валерию Николаевичу Фалькову, ректорам вузов Ассоциации за организацию новых направлений работы, связанных с реализацией «казачьего компонента»
– На сегодняшний день во всех вузах заключены соглашения, подписаны дорожные карты, закреплены казаки-наставники, определены ответственные лица (в большинстве случаев – проректоры), разрабатываются учебные программы. Но пока все сводится преимущественно к мероприятиям патриотической направленности, что тоже неплохо. Но нам необходимо наладить в вузах работу с казачьей молодёжью по подготовке именно кадрового резерва – будущих управленцев, атаманов первичных, районных, окружных, войсковых казачьих обществ, – подчеркнул Николай Долуда.
Атаман ВсКО считает, что само время диктует вузам Ассоциации, помимо преподавания истории и культуры казачества, особое внимание в рамках военно-патриотического воспитания уделить подготовке к несению государственной и иной службы российского казачества, а также организации волонтёрского движения в помощь семьям участников специальной военной операции.
В качестве примера системного подхода к подготовке кадрового резерва для казачьих обществ Всероссийский атаман назвал вузы Ассоциации, расположенные на Юге России. Помимо Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова, где не один год действует «казачья сотня» и молодым казакам после военной кафедры присваиваются казачьи чины, заинтересованность к реализации «казачьего компонента», по словам Николая Долуды, проявляют: Южный федеральный университет, Кубанский государственный университет, Кубанский государственный аграрный университет, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
– Набирает обороты Армавирский государственный педагогический университет. Также включился в работу Уральский государственный горный университет. Для меня, как атамана Всероссийского казачьего общества, принципиально важно, чтобы молодые люди, которых мы воспитываем в рамках системы непрерывного казачьего образования, начиная с детских садов, казачьих школ, классов и групп казачьей направленности, а также казачьих кадетских корпусов, – пришли в вузы Ассоциации. И в первую очередь это важно для казаков и атаманов всех уровней, чтобы созданная система непрерывного казачьего образования приносила свои плоды и, действительно, отвечала тем запросам и задачам, которые отражены в Стратегии государственной политики РФ в отношении казачества, – подчеркнул Николай Долуда.
Атаман ВсКО обратился с просьбой к войсковым атаманам — обязательно прикрепить за каждой учебной группой казаков — наставников. «Наставниками не могут быть преподаватели вузов. В обязательном порядке это должны быть казаки, имеющие жизненный, может, и боевой опыт. Знающие историю, культуру, традиции казачества, активно принимающие участие в жизни казачьего общества. Студенты, осваивающие казачью составляющую, не должны быть оторваны от казачьих обществ. Наставники должны вовлекать ребят и в Поминования, и в военно-полевые сборы, и в помощь семьям казаков — участников СВО. За время учёбы студенты должны органично влиться в казачьи общества и увидеть изнутри их структуру, особенности самоуправления, понимать задачи, которые стоят перед российским казачеством. Тогда будет иметь смысл вся история освоения ими казачьего компонента.
Атаман ВсКО также обратил внимание на выполнение вузами Ассоциации в ходе текущей приемной кампании 2023 года поручения постоянной комиссии по НИР, касающегося начисления абитуриентам – выпускникам казачьих образовательных организаций – дополнительных баллов за достижения во всероссийских и региональных казачьих мероприятиях.
– В первую очередь, войсковые атаманы должны обратить внимание на детей участников специальной военной операции, – сказал Всероссийский атаман.
Участники совещания поддержали предложение Всероссийского атамана о необходимости проведения на базе МГУТУ им. К.Г. Разумовского в конце 2023 года мероприятия по подведению итогов работы вузов, реализующих казачий компонент.
\
Фото: пресс-службы Минобрнауки России