Приняв глобальный вызов, брошенный Европой, Россия отталкивается от той черты, за которой определяется ее историческая судьба, право на суверенитет, возможность сохранить духовность Руси и выполнить миссию, победив свирепый неофашизм на Украине.

 

По мнению экспертов, события на Донбассе изменят не только геополитический расклад в мире, но и дадут толчок к переустройству России. Победа в спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины – это и возврат страны к традиционным ценностям в политике, культуре, образовании, укладе жизни. Кровь казаков, российских солдат проливается на Донбассе во имя свободы и укрепления самодостаточности России.

 

Атаман Всероссийского казачьего общества, казачий генерал, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, заместитель председателя Комитета по делам национальностей Николай Долуда делится размышлениями о судьбе Отчизны, роли казачества в возвращении России к культурно-историческим традициям, а также о преобразованиях, которые ждут войсковые казачьи общества в ближайшее время.

 

Какой судьба России и судьба казачества видится казачьему генералу, 28 лет своей жизни отдавшему служению и защите Отечества в рядах Вооруженных сил?

 

По-народному, судьба – то, что предначертано, и что обязательно человек должен выполнить… Судьба казачества неразрывно связана с судьбой России, потому что казачество – и есть Россия. Казаки – люди верующие. И понимают, что судьба – это замысел Божий о России, о казачестве, о каждом человеке… И  нужно понять: о чем этот замысел? Для чего Иван Калита в 14 веке, в период страшного разорения и разлома русских земель не только монголо-татарами, но и раздорами князей, – создал самое мощное в мире государство? Уверен, затем, чтобы благодаря своей государственной силе Россия могла освободить народы Европы и от Наполеона в 1814-ом, и от фашизма в 1945-ом году, и в 2014-ом в Крыму, и в 2022-ом в Донбассе… Зачем – задолго до образования древнерусского государства возникло вольное казество? Затем, чтобы защищать рубежи Родины. Чтобы Ермак покорил Сибирь, Иван Москвитин достиг Охотского моря, Семен Дежнев открыл Беренгов пролив, а благодаря Василию Пояркову и Ерофею Хабарову  Россия приросла землями Приамурья. Чтобы в лихие 90-ые, годы безвременья, Россия не потеряла ориентиры, к которым возвращается сегодня. В те годы, когда страну накрыла волна безграничных свобод – политических, религиозных, гендерных, когда рушились не только государство, но и семья. Европейской стала система общего и высшего образования. Граждане нашей страны стыдились слова «патриотизм», а традиционная семья воспринималась как пережиток прошлого. Россия остановилась у той пропасти, где попрана семья и вместо традиционных понятий «отец и мать» предлагаются – «родитель 1 и родитель 2».

 

 

Почему казачество возрождается именно в России? Добровольческие военизированные формирования были в эпоху Средневековья и в Европе.

 

Казачество – это уникальное явление именно русской истории. Ни в одной стране Европы традиция рыцарства не возродилась, потому что оно не имело под собой народной подоплеки.  В рыцари посвящали за верную службу своему господину.

 

По своей сути казачество в России – явление духовной жизни русского народа. Возникло по воле народа. По словам Гоголя, «казачество — это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед». В 18 веке, при Петре I казачество становится служилым сословием.

 

Казачество – это сердце русского мира, становый хребет России, которая сегодня наращивает и укрепляет свою мышцу.

 

Казачество свободно в духе. По собственной, доброй воле – казаки в 1642 году взяли Азов и просили включить его в состав России царя Михаила Романова. Именно его во время Земского собора в 1613 году предложил на престол донской казак. И сегодня у казачества есть ресурс, чтобы помочь России вернуться в свое историческое время.

 

В «Судьбе России» Николай Бердяев говорит о том, что в русской истории не было мужественного начала. Он ошибался?

 

Казачество называли рыцарями Дикого поля, степными рыцарями России.   Главное в казачестве – это мужская воля, мужество и готовность отдать жизнь за Родину. Геноцид расказачивания и 70 лет советской власти ослабили казачий генофонд. И сегодня в казачестве, к сожалению, не только зерна, но и плевела… Зерна – это настоящие казаки, кто воевал в Приднестровье, Абхазии, Крыму, кто сегодня защищает народ Донбасса от неофашистской нечести. Кто вкладывает свой профессионализм и душевные силы в воспитание подрастающего поколения в казачьих детских садах, школах, кадетских корпусах, вузах. Волевой духовный стержень казачества не сломлен событиями расказачивания, гражданской войны. О многом говорит факт того, что во время Великой Отечественной войны 262 казака-кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания. И мало кто сегодня задумывается над тем, что отдавали свою жизнь за Родину дети казаков, – во время репрессий 20-30-х годов расстрелянных, сосланных в Сибирь, хуторами уничтоженных казачьих семей… Казаки не стали сводить счеты с советской Россией. Потому что Отечество для казака – понятие святое.

 

В 90-е годы ХХ столетия возродилось казачество после долгого забвения – тоже по воле народа и велению времени. На протяжении более четверти века, преодолевая оскорбительное «ряженые», казаки мужественно одолевают на своем пути трудности, исключая из своих рядов случайных людей, которые пришли в казачество ради собственной выгоды. Двигаются вперед, благодаря не количеству, но качеству, неповторимому колориту и силе своего характера.

 

Настоящего казака отличает необоримая воля к жизни, которую невозможно запретить, закрыть, повернуть обратно вспять. Если казак поднялся и двинулся – его не остановить.

 

В чем истоки казачьей силы?

 

В том, что казаки настроены на победу – добра над злом. Казаки побеждают в любом случае. Даже ценой жизни. Потому что с момента рождения казак знал, что его жизнь принадлежит не ему, а Богу и Отечеству. С первой минуты жизни к руке младенца прикладывали пулю и шашку. В три года сажали на коня. Все хорошее и плохое казаки сверяют с заповедями, кладут свою жизнь за веру предков, за землю, на которой могилы отцов, за жен и детей.  Потому казаков церковь причисляет к воинству Христовому. По доброй воле казаки несут бремя ответственности за судьбу Отечества. Современный казак, может быть, недостаточно воцерковлен. Но сердцем своим трудится, старается жить в согласии с Богом.  В этом истина казачьей жизни во все времена. Не существует не православного, не верующего казака. Российское казачество по-особому заботится о поколении, которое идет нам на смену. Духовно воспитывать казачат помогают священники, казаки-наставники и сам уклад казачьей жизни. На территориях детских садов, казачьих кадетских корпусов строятся часовни. В каждом войсковом казачьем обществе есть свой войсковой священник, который духовно окормляет казаков.

 

Какова роль казачества в сегодняшнем обновлении жизни внутри страны?

 

Сегодня Россия возвращается к себе, к своим историческим ценностям. И казачеству есть что предложить на данном направлении. Это и опыт казачьей демократии, построенной, как древнерусское вече, на равенстве, самоорганизации и самоуправлении. Это и непрерывная система казачьего образования, основанная на преемственности, наставничестве и духовно-нравственных приоритетах долга, чести, любви к Родине, преумножения культурно-исторических традиций, уважения к старшим. Тысяча казаков-добровольцев, удерживающих оборону в Крыму в 2014-ом на Чонгаре, Перекопе, Турецком валу, более 5 тысяч казаков в составе казачьих подразделений «Кубань», «Дон», «Таврида», «Ермак», которые воюют на Донбассе с неонацистами, – демонстрируют опыт высокой самоорганизации. Названные казачьи подразделения численностью 250, 300, 400 человек – были собраны, экипированы и пересекли зону боевых действий в течение 10-12 дней.

 

Недавно Вы объявили о возвращении к историческому опыту наказных атаманов войсковых обществ. Что предполагает наличие кадрового ресурса. Как будет решаться этот вопрос?

 

Впервые практика наказного атамана встречается у донских казаков. Во времена военного похода и отсутствия войскового атамана наказным именовали его заместителя. С общего согласия всех старшин войска — наказной атаман — управлял делами, советуясь с войсковой канцелярией.

 

Первым наказным атаманом Петр I назначил Петра Ромазанова. В этой должности он оставался бессменно. По смерти его, в 1718 г., был назначен атаманом Василий Фролов. Когда наследник-цесаревич стал считаться атаманом всех казачьих  войск, наказные атаманы назначались в качестве его заместителей для каждого войска. В 1916 году последним наказным атаманом Войска Донского назначен Граббе Михаил Николаевич. Наказные атаманы были на Дону, Кубани, Тереке, Оренбурге. И это историческая традиция для казачьих войск России.

 

В настоящее время задачи по  организации несения государственной службы, развития казачьей экономики, формирования казачьих воинских подразделений, открытия новых казачьих школ, кадетских корпусов, развития казачьего компонента в вузах, – может решать только атаман, облеченный государственными полномочиями. Назначенный на должность заместителя руководителя региона или заместителя руководителя муниципального образования. Наказные атаманы войсковых казачьих обществ будут назначаться указом Президента Российской Федерации по представлению атамана Всероссийского казачьего общества и согласованию Советом при Президенте Российской Федерации, Федеральным агентством по делам национальностей России, курирующим российское казачество. Атаманы остальных всех уровней должны сохранить выборность как основной принцип казачьей демократии.

 

Для подготовки кадрового резерва выстроена система непрерывного казачьего образования, которая включает в себя казачьи детские сады, школы, кадетские корпуса. Создана Ассоциация «казачьих вузов», которые завершают казачье образование и, собственно, выпускают готовых, сильных атаманов, членов казачьих обществ. Так, в Южном федеральном университете, Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М.И. Платова, Кубанском государственном университете, Московском государственном университете технологий и управления имени К. Г. Разумовского – начата работа по профессиональной переподготовке представителей казачьих обществ.

 

Определена ниша, какую может занять казачество, полностью раскрывая свой потенциал?

 

Казачество – фундамент единой, меняющейся России. Выстраивает свое развитие в соответствии с теми задачами, которые определены Стратегией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2030 года. Напомню, что это документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности России. Если одним словом, то в контексте сегодняшних событий на Украине, задача № 1 для казачества – участие в формировании мобилизационного людского резерва страны, содействие обеспечению национальной безопасности – во всех сферах государственной жизни.