На очередном заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества рассмотрены результаты выполнения в 2021 году плана мероприятий по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2030 года; организация работы по оказанию гуманитарной помощи жителям пострадавших от действий ВСУ отдельных территорий ДНР, ЛНР и Украины; меры по развитию казачьего кадетского образования в ряде субъектов России; вопросы  взаимодействия региональной и муниципальной властей с казачьими обществами.

 

Говоря об итогах реализации Стратегии, атаман ВсКО Николай Долуда акцентировал внимание на положительных сторонах и недостатках процесса интеграции казачества в государственные сферы жизни.

 

– Казачество стало заметным явлением современной общественной и культурной жизни страны. И потому жители и руководство России ждут от нас гораздо большего и в несении государственной службы, и в воспитании подрастающего поколения, а также активного участия казаков в специальной военной операции и формировании мобилизационного людского резерва. Безусловно, среди 12 реестровых казачьих войск есть те, которые задают планку и темп развития, – отметил Всероссийский атаман.

 

По его словам, работа по выполнению требований Стратегии на высоком уровне осуществляется в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской и Оренбургской областях, Республиках Крым, Северная Осетия – Алания.

 

– В целом, положительная динамика наблюдается в Республике Крым, в Уссурийском войсковом казачьем обществе достигнута договоренность с руководством Хабаровского края по развитию Хабаровского казачьего округа. В Волжском войсковом казачьем обществе – Самарской, Саратовской, Ульяновской областях – также стабильно решаются вопросы благодаря взаимодействию власти и казачества.

 

Отметил Всероссийский атаман заинтересованность органов власти Иркутской области и Красноярского края в решении проблем российского казачества.

 

– Во всех остальных субъектах Российской Федерации работа по выполнению задач, которые ставит перед казачеством руководство страны, осуществляется не в полной мере именно потому, что отсутствует взаимодействие власти и казачества.

 

Не простая ситуация, отметил Николай Долуда, в Сибирском войсковом казачьем обществе. В Омской, Кемеровской областях и Алтайском крае подход к развитию казачества формальный.

 

Не назначены должностные лица, курирующие казачество, из числа вице-губернаторов в Нижегородской области, что негативно сказывается на качестве решения вопросов деятельности Волжского войска.

 

К сожалению, на территории Центрального казачьего войска – в Липецкой, Воронежской и Московской областях нет должного отношения региональных властей к развитию казачества.

 

В тоже время, для эффективного выполнения важного целевого показателя, который связан с количеством частных охранных организаций, учрежденных войсковыми казачьими обществами, Всероссийское казачье общество неоднократно выходило с предложениями о механизмах привлечения казачьих частных охранных организаций как единственных поставщиков услуг по охране социальных объектов различных форм собственности.

 

– На сегодняшний день, из 11 учрежденных войсковыми казачьими обществами охранных организаций, в соответствии с Постановлениям Правительства Российской Федерации от 2012 года, профессиональную деятельность осуществляют только три: «Пластуны» (Кубанское казачье войско); «Бекет» (Всевеликое войско Донское) и «Казачья стража» (Центральное казачье войско). Остальные охранные организации из-за высокой конкуренции и демпинга цен на рынке данных услуг деятельность не ведут. В этом вопросе нужна поддержка региональных властей, заинтересованных в охране казаками детских садов, школ, больниц, учреждения спортивной направленности, – сказал Николай Александрович.

 

На недостаточном уровне, считает атаман ВсКО, выстроена система общего казачьего образования.

 

– По данным Министерства просвещения России, в настоящее время в 63 субъектах Российской Федерации существует 1880 школ, реализующих казачий компонент. В настоящий момент во многих регионах классы и школы «казачьи» только на бумаге – ничего казачьего нет, – акцентировал атаман. – И в большинстве из них, как показали рабочие поездки сотрудников штаба, казачья тематика слабо представлена в образовательном и воспитательном процессе, отсутствуют казаки-наставники.

 

По мнению атамана ВсКО, пристального внимания со стороны войсковых атаманов и глав регионов требует Всероссийское детско-юношеское и молодежное казачье движение «Союз казачьей молодежи России», которое насчитывает в своих рядах 163 618 человек.

 

– К сожалению, многие не думают о том, что молодежь – это наше будущее. Не находят поддержки со стороны администрации инициативы молодых казаков в Твери, Рязани, Московской области. Практически нет казачьей молодежи в Магаданской, Амурской, Иркутской, Омской, Липецкой, Брянской, Курской, Нижегородской областях, Забайкальском, Красноярском и Алтайском краях.

 

Результатом недостаточной работы с выпускниками казачьих школ и кадетских корпусов является слабая постановка казачьей молодежи на первоначальный воинский учет и, следовательно, слабое комплектование казачьих воинских частей, определенных указаниями Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ для каждого казачьего войска, – подчеркнул Николай Долуда.

 

Проблема работы с молодежью напрямую связана с задачей подготовки кадрового резерва для казачьих обществ, которую поставил глава государства.

 

– В стране нет казачьих военных училищ и академий. Надежда на профильную подготовку в казачьих кадетских корпусах. На сегодняшний день в России 29 кадетских корпусов. Советом при Президенте РФ по делам казачества рекомендовано открыть еще семь корпусов на исторических казачьих территориях Хабаровского, Забайкальского, Ставропольского, Красноярского краев, Иркутской, Омской и Оренбургской областей. Но только в Ставрополье Терское казачье войско при поддержке полпреда Северо-Кавказского федерального округа, региональной власти оперативно приступили к решению этого вопроса. В остальных субъектах, в том числе в Оренбурге, Иркутске, – не перешли от слов к делу, – отметил Николай Александрович.

 

В подавляющем большинстве субъектов РФ, убежден Всероссийский атаман, необходим серьёзный пересмотр подхода руководителей рабочих групп – заместителей глав субъектов к организации работы с атаманами казачьих обществ с целью выполнения требования государственной политики, утвержденной Президентом страны.

 

– Руководители некоторых рабочих групп не знают о жизни казаков, не бывают на советах атаманов, кругах, не решают проблемы казаков, перепоручают многие вопросы второстепенным лицам. Сегодня как никогда стало очевидно, что большинство субъектов замалчивали реальное состояние развития казачества на местах и занимались отписками, – резюмировал Николай Долуда.

 

Атаман Всероссийского казачьего общества заручился поддержкой членов президиума Совета в том, что для усиления эффективности развития казачества и максимального использования его потенциала – необходим комплексный подход к укреплению взаимодействия казачества и власти, кадровой политики войсковых казачьих обществ, их территориальной структуры, а также управления.