Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. № 505 утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы.

Проект Стратегии был рассмотрен и одобрен на заседании Совета при Президенте РФ по делам казачества 19 ноября 2019 года.

Стратегия отнесена к документам стратегического планирования в сфере национальной безопасности, устанавливает цель государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества – содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу посредством формирования эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной и иной службы, участию в решении на основе общественно-государственного партнерства государственных задач в интересах национальной безопасности.

Стратегия определяет приоритеты, задачи и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на новый период (2021-2023 годы), а также порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с казачьими обществами.

При подготовке Стратегии был учтен опыт реализации и соблюдена преемственность со Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 г. № Пр-2789, (обеспечение охраны общественного порядка, защита государственной границы, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовка к военной службе и т.д.).

Какие важные изменения произошли в новом документе?

Стратегия до 2020 года нацеливала казачество и государство на общественно-государственное партнерство. А Стратегия до 2030 года уже определяет порядок взаимодействия, сотрудничества органов государственной власти всех уровней с российским казачеством, — отметил атаман ВсКО. — В новой Стратегии сформулирован принцип государственной политики в отношении казачества: учет исторических традиций казачества в регионах, в том числе при формировании законодательной базы, учитываются законные интересы российского казачества при принятии решений – раньше, к сожалению, такого не предполагалось.

Также в Стратегии до 2030 года дана установка на формирование эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной и иной службы, к решению государственных задач в интересах национальной безопасности.

Появились и конкретные задачи: проводить ежегодный анализ эффективности результатов деятельности всех уровней власти, работа по межнациональному укреплению, сотрудничество с зарубежными казачьими организациями, укреплению гражданского единства, профилактике экстремизма, территориальной обороне, охране объектов государственной и муниципальной собственности, по развитию системы казачьего образования, подготовке кадров для казачьих обществ. В Стратегии прописана координирующая роль Всероссийского казачьего общества.

Новая Стратегия учитывает современные требования к документам стратегического планирования, что нашло свое отражение, в ее структуре.

Принципиально новым тезисом и одновременно основной содержательной и при этом крупной политической задачей Стратегии является совершенствование механизма взаимодействия между казачьими обществами. Созданием Всероссийского казачьего общества удалось объединить реестровые казачьи общества в единую структуру, но дальнейшая консолидация российского казачества зависит от эффективного решения вопроса о взаимодействии между казачьими обществами и различными общественными объединениями казаков.

В частности, включены и основные понятия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, добавлен раздел «Целевые показатели и этапы реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», который утверждает Правительство РФ.