Тему «Медиасфера как пространство консолидации российского казачества» обсудили на видеоконференции, организованной Синодальным комитетом Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Участие в ней приняли представители Всероссийского казачьего общества.

 

Также среди участников конференции были представители Московского госуниверситета технологий и управления имени К.Г. Разумовского, Союза казаков-воинов России и Зарубежья, пресс-секретари и казаки казачьих обществ различного уровня.

 

С приветственным словом к собравшимся у экранов своих гаджетов обратился ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин.

 

Вступительное слово сказал референт Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, ответственный секретарь при Президенте РФ по делам казачества Алексей Кириченко. Он отметил, что отдельной задачей Стратегии госполитики в отношении российского казачества до 2030 года стало совершенствование информационного обеспечения взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти.

 

В рамках работы постоянной комиссии по взаимодействию со средствами массовой информации Совета при Президенте РФ по делам казачества ежегодно реализуется медиаплан деятельности российского казачества, охватывающий основные мероприятия и значимые для казаков события. Алексей Сергеевич отметил важность создания Всероссийского казачьего общества под руководством атамана Николая Долуды и активность взаимодействия общества с представителями различных казачьих обществ.

 

Удалось наладить информационный обмен и выстроить целостное понимание и единство задач, нацеленных на развитие российского казачества. Информационное сопровождение деятельности обществ является приоритетом. Если не будут отражены в СМИ результаты деятельности — а это огромная кропотливая работа и казаков, и священнослужителей, направленная в том числе на воспитание молодёжи, — то мы в итоге получим тот негативный контент, который в настоящее время направлен против выстраивания образа современного казака, имеющего исключительно положительный характер.

 

О нравственном аспекте и социальной ответственности современных масс-медиа говорил в своем выступлении руководитель пресс-службы Синодального комитета иерей Тихон Лазуткин:

 

Помимо этического момента есть и другой — это ответственность за будущее, на которое может повлиять слово. При размещении любого материала в сети интернет или в СМИ всегда стоит задумываться о нравственном значении информации.

 

Отец Тихон обозначил актуальную проблему — казачьи СМИ зачастую противопоставляют себя так называемым светским масс-медиа. Не всегда казачья тематика интересна широкому кругу аудитории, за исключением разве что тем негативной направленности, происшествий. То, как идёт работа с казачьей молодёжью, какие мероприятия проводятся, меньше цепляет взор читателя.

 

Как раз о профессиональных журналистских инструментах и методах, цепляющих аудиторию неожиданными инфоповодами, ракурсами подачи информации, о важности чувствовать тренд, был следующий доклад. Пресс-секретарь, помощник атамана ВсКО Альбина Токарева рассказала на конкретных примерах, как создаётся новость, которую охотно возьмут информагентства и ведущие СМИ.

 

В средствах массовой коммуникации регулярно возникает негатив, формирующийся за счёт скандальных, очень поверхностных инфоповодов, которые легко развить и поднять тем самым свой рейтинг. В погоне за рейтингом лишь солидные и уважающие себя СМИ откажутся от «жареной» новости. Например, такой: «Казачий атаман призвал отказываться от вакцинации».

 

Мы могли бы возражать ЦУРу, который делится с нами такой информацией: «Это атаман не реестровый, это не наш, мы ни при чем». Но мы так не делаем. Помимо того, что негатив отрабатывается нашими коллегами из региона, мы инициируем новость о том, что реестровые казаки данной территории ответственно подходят к своему здоровью, вакцинируются, а ещё помогают поликлиникам в качестве волонтеров, — поделилась одним из элементов медиафрейминга пресс-секретарь ВсКО.

 

Недавний пример. Кубань. Аномальный Снегопад. Прокуратура разбирается, почему в крае не чистят снег. Пресс-служба ВсКО собирает компиляцию: 2,5 тысяч казаков во всех районах края чистят снег — в ночи, на собственной технике, не жалея сил. С фото, репортажными элементами. Материал подхватывают ведущие федеральные издания — РИА Новости, Авторадио, Вести, а также региональные издания. Инфоповод расходится по соцсетям.

 

Ещё целый ряд тем, важных для российского казачества — это и казачье образование, и молодежная тематика, и госслужба — удалось продвинуть в ведущих СМИ и переместить из негативного облака в позитив как в рамках работы Комиссии, так и вне ее. Ресурсы самые простые: оперативность, открытость, действенность.

 

И естественно, без непрерывного взаимодействия пресс-службы ВсКО с коллегами из Совета при Президенте РФ по делам казачества, Комиссии по взаимодействию со СМИ при Роскомнадзоре, Федерального агентства по делам национальностей, МГУТУ им. Разумовского, представителями всех реестровых войск, молодёжью, общественниками, СМИ, — продвижение в информационном пространстве невозможно. Оно единое, общее на всех в современном мире медиа и не терпит халтуры. Каждый день, час, минуту мы встречаемся с коллегами в рабочих чатах и обмениваемся информацией, темами, новостями. Консолидация есть, просто ее надо правильно настроить.

 

Опытом своей консолидированной деятельности поделились и другие выступавшие — начальник управления информационных технологий и массовых коммуникаций МГУТУ им. Разумовского Светлана Рябова и специалист по социальному проектированию Терского казачьего войска Яна Бокова.

 

Сама конференция получилась объединяющей и насыщенной в практическом плане. Участники уже обменялись презентациями и наметили для себя новые векторы работы.