Коллектив редакции Readovka по материалам книги «Казачий авангард. Документальное повествование», подготовленной творческим коллективом редакции независимой газеты Краснодарского края «Вольная Кубань» под руководством Сергея Капрелова, представляет материал о защите  казаками  мирных жителей Крыма в 2014 году.

Неизвестная страница Крымской весны

Казаки. Сыны степей, конник дьявола – как их только не звали на протяжении веков, но все это, говоря строго, осталось для людей в прошлом, славном, из дедовских рассказов, но прошлом, как и гусары в ярких мундирах, и красноармейцы в буденовках. Сегодня же в нашем обществе к казакам – современным – сформировалось отношение будто к ряженым чудакам, нелепо подражающим своим предкам и выступающим эдакими маскотами Кубани, не более того.

 

 

А несколько веков назад их предки – у кого по крови, а у кого по духу – действительно были грозной силой, это знает всякий по урокам истории. Легкая, почти летучая конница казачьей лавой подминала врага, приводила в ужас иностранных супостатов, стоило казакам появиться на поле боя и броситься в атаку. На протяжении своей истории казачество прошло путь от степной, запорожской вольницы до принятия обязательств по несению службы и защите российского государства в 1579 году, когда царь Иван Грозный послал донским казакам грамоту, в которой призывал их служить ему, а за это пообещал их «жаловать».

 

Наравне со своей волей казаки чтили и кровью защищали свои святыни: православную веру и родную землю. Именно это привело их в 1612 году, в смутное время, в ряды народного ополчения, и казаки сыграли заметную роль в освобождении Кремля и Китай-города от польских интервентов. Казаки же на Земском соборе в следующем 1613 году предложили на царство Михаила Федоровича из рода Романовых. Казаки сражались с турками, пруссаками, шведами, пробивали самую первую, тяжелую дорогу России к южным морям – через Азов, через Крым, через Кубань. Казаки покрыли себя славой в боях с наполеоновскими захватчиками в 1812 году, став кошмаром для «армии двунадесяти языков», что в открытом поле под Миром, Смоленском, Тарутином, что на партизанских дорогах. Участвовали казаки и в освобождении славянских народов от турецкого ига, и в Первой Мировой.

 

И, хоть катастрофа 1917 года многих казаков привела в стан белых в гражданской войне, итог которой отправил их в изгнание, и в лихую годину Великой Отечественной казаки, оставшиеся с родиной, встали под Красное знамя на защиту от гитлеровцев.

 

 

 

Из казаков было сформировано более 70 боевых частей Красной Армии, 7 казачьих кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий завоевали звания гвардейских, звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака. Ярчайшей звездой на боевом пути красных казаков стала атака под Кущевкой, которую свидетели-немцы вспоминали не иначе, как кошмар наяву. Воевали сыновья казаков репрессированных, сосланных в Сибирь, расстрелянных, которые предпочли защиту Родины мести. Защита Родины, родной земли, для казаков – смысл их жизни. Их историческая миссия.

 

Но вот прошло очень много лет, и казаки стали для рядового обывателя эдаким культурным рудиментом – театрализованным анахронизмом, не вызывающим ничего, кроме высокомерного недоумения и снисходительного отношения, как к чему-то отжившему.  Кто это, зачем они вообще? Насколько ошибочно было это предубеждение показали последние полгода военных действий на Украине, где себя героически проявили казаки-добровольцы не только с Кубани, но и с Урала, Сибири, Поволжья, Кавказа, Дона. Прямо сейчас подразделение БАРС-16 из отряда «Кубань» защищает от натиска ВСУ Красный Лиман. Они уже не воюют шашками и пиками и не скачут на боевых конях, как предки, да и по форме едва отличишь их от обычных пехотинцев или артиллеристов регулярной армии, но они казаки, по крови и по духу.

 

Немногие знают, что на тропу настоящих подвигов, не на фестивалях реконструкций, а на поле боя, сегодняшние казаки фактически вступили еще раньше, в феврале 2014 года, когда Украину захлестнула постмайданная смута, а полуостров Крым не пожелал в нее погружаться, за что мог поплатиться. Людям неосведомленным тогда могло показаться, что все произошло само собой – после переворота народ Крыма пожелал присоединиться к России, чтобы говорить на русском языке и не жить под властью поклонников нацистов. Россия это приняла, прошел референдум, по решению большинства Крым вернулся в родную гавань. И все-таки это было не совсем так. Перед тем, как провести референдум, Крым оказался перед лицом угрозы, и защитить его добровольно вызвались… кубанские казаки, не дожидаясь приказов и просьб. История, достойная экранизации, похожая на приключенческий фильм с высокими смыслами, произошла 8 лет назад и пока оказалась отражена только в воспоминаниях ее участников.

По святым местам

Итак, в конце февраля 2014 года, когда массовый обыватель следил за успехами русских спортсменов на олимпиаде в Сочи, только понимающие люди осознавали, что события куда важнее и трагичнее разворачиваются в Киеве. Там социальный протест молодых студентов перевоплотился в одно огромное факельное шествие с лозунгами «во славу Бандеры» и с призывом «москаляку на гиляку». Это означало не беснование черни, которое пошумит да схлынет, а потенциальную угрозу русской культуре, русскому языку, русским людям, коих на Украине, вопреки апологетам новой национальной истории, жило и продолжает жить огромное множество.

 

Наконец, случился переворот – Виктор Янукович был свергнут, новую власть вознесла на штыках та самая беснующаяся чернь, не брезгующая нацистской свастикой и без шуток ненавидящая само понятие «русский», попутно жестоко расправляясь с, по сути, безоружными «беркутовцами». Жители Крыма, наблюдавшие за этим в режиме онлайн, в большинстве своем кипели негодованием и не приняли новую самозванную власть. Начались пророссийские митинги. Парламент региона отправил в отставку правительство автономной республики во главе с Анатолием Могилевым, к власти пришел лидер «Русского единства» Сергей Аксенов. Понимая всю остроту создавшегося положения – что в Киеве этого так не оставят – новоиспеченный глава республики обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в обеспечении мира и спокойствия на полуострове.

 

Тем временем по ту сторону Керченского пролива – на Кубани – среди казаков, чьи предки по крови и духу отвоевывали Крым у турок, не могло быть равнодушия – переживали за людей, братьев, понимали, что Крыму просто так себя защитить от новых «веяний» не дадут. Насмотревшись на «героев Майдана», многие осознали, что на мятежный полуостров запросто пошлют карателей из «Правого Сектора» (экстремистская организация, запрещена в РФ), и на Кубань польются потоки беженцев, кто только сможет переплыть пролив. Много было среди казаков и настоящих воинов с боевым опытом, в том числе добровольческим – Афганистан, Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах, Таджикистан, Чечня, – и они были готовы помочь воинам из Крыма, где тоже, кстати, были свои казаки.

 

В штабе Кубанского казачьего войска атаман Николай Александрович Долуда провел совещание по сложившейся ситуации, в ходе которого Таманский отдел во главе с атаманом Безуглым выразил готовность в ближайшее время отправляться в Крым, но так просто это устроить было невозможно, без разрешения непосредственно командования Войска. Атаман Николай Долуда попросил добровольцев чуть подождать – через сутки им уже дали знать, что их инициативу поддержали. Примерно тогда же к таманцам присоединились и другие отделы.

 

К делу подключился губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, началась подготовка экспедиции – шутка ли, пять тысяч казаков готовы ехать защищать русский мир в пока еще чужое, как бы суверенное государство. Обсуждали необходимость координации с правительством Аксенова, крымским ополчением, которые должны были для начала сказать, сколько казаков им нужно в подкрепление, для охраны общественного порядка – изначально речь шла исключительно о мирной помощи, во избежание беспорядков и провокаций.

 

Стоял ряд тяжелых организационных вопросов – где казаков разместят, как будут кормить, как им переправляться, как им действовать на месте. Сошлись на том, что никаких документов готовить не надо – раз казаки едут добровольно, заготовили легенду для украинской погранзаставы, которую должен был насторожить большой поток «гостей» с российского берега, в такое-то время – в паломничество едут, по святыням. В экспедицию отправлялись казаки отделов, территориально находящихся ближе всего к Керченскому проливу, сводным отрядом в тысячу человек.

 

Вперед поехали трое офицеров правления Войска – устанавливать контакт со штабом Черноморского флота. Ночью 27 февраля они переправились из порта Кавказ, и пограничникам озвучили свою легенду, которой поверили. В штабе флота шла своя напряженная работа – готовили планы обороны Крыма от вероятного вторжения карателей, и трое кубанцев к ней присоединились – начали продумывать свою стратегию, для казаков. Нужно было рассчитать количество бойцов на блокпостах, в совместных с милицией и ополченцами патрулях для охраны общественного порядка в городе, оставшегося оголенным после того, как, согласно приказу МВД Украины, основные силы отряда «Беркут» и сотрудников правоохранительных органов были стянуты в Киев.

 

Тем временем пока шла речь только о вероятном вторжении, оно стало уже более, чем вероятным – пришли вести, что из Херсона, Новой Каховки и Изюма к сухопутной границе Крыма движутся отряды «Правого сектора», и цели их «путешествия» были очевидны. Так, прибытие отряда казаков стало необходимо в самое ближайшее время, как и оперативное их включение в готовящуюся оборону на трех узловых точках пограничья – Чонгар, Турецкий Вал, Перекоп.

 

День простоять, да ночь продержаться

 

Тревожное сообщение о боевиках, едущих в Крым, атаман Кубанского Войска Николай Александрович Долуда получил, когда уже сам переправлялся на тот берег. Оперативно было принято решение изменить маршрут выдвижения передового отряда и отправить 230 казаков на Турецкий вал, 70 – на Перекоп, и 150 казаков — на Чонгар, с задачей объединиться с имеющимися уже там силами, очень малыми, подготовить окопы, оборудовать их в инженерном отношении, получить оружие и не дать возможности боевикам из «Правого сектора» проникнуть на территорию Республики Крым.

 

Но сначала эти силы передового отряда должны были переправиться через пролив. В порту Кавказ атаманы формировали группы от 80 до 120 человек, проводили инструктажи. Форма одежды — гражданская. В рюкзаках, вещмешках, чемоданах каждый из казаков вез камуфляжную форму и кубанку. У многих были с собой нагайки. Атаманы рассказывали, как нужно себя вести, как действовать в различных ситуациях. Были назначены командиры групп, обговаривалось точное время выхода на связь. На пути казаков стояли естественные, прозаические препятствия – как, например, покупка билетов на переправу. Первой группе из 50 человек пришлось отстоять физическую очередь в кассу за билетами, что занимало слишком много времени, несоизмеримо с тем временем, что было у них в запасе, к тому же, так за билетами должны были простоять еще 900 казаков, и каждый должен был предъявить свой паспорт.

 

Проблема решилась благополучно благодаря казаку Сергею Желтикову, работавшему на переправе. Он свел своего товарища, старшину Андрея Фомина, с работниками кассы, и те пошли казакам навстречу – вносили имена и паспортные данные заочно, после чего билеты выкупались, и было сэкономлено достаточно драгоценного времени. Иначе переправа затянулась бы на несколько дней.

 

На украинской погранзаставе тем временем ожидаемо насторожились такому количеству «паломников», еще и казаков, что почти сразу становилось ясно, несмотря на форму по гражданке. Позже выяснилось, что СБУ тоже не дремало и накануне предупредило погранцов – любыми мирными средствами воспрепятствовать массовому сходу казаков на крымскую землю «за ленточкой», «сбить» их численность. В ход шли самые разные ухищрения – например, пограничники незаметно надрывали страницы в паспортах и возвращали их, мол, у вас не все в порядке с документами, или вообще заявляли очередному казаку, что «у вас недостаточно денег с собой для пребывания на Украине». Один раз дошло до смешного – Игорю Харевичу заявили, что он с бородой не похож на свое фото в паспорте, и находчивый мужчина тут же, не растерявшись, при пограничниках сбрил бороду ножом, по-казачьи.

 

Пришлось казакам и менять легенду – сказка о паломничестве уже не убеждала украинцев, которые тоже были не глупы, да и зачем паломнику кубанка, камуфляж, ногайка… Казакам пришлось проявлять фантазию экспромтом – одна группа вообще выдала себя за дайверов, и в доказательство предъявила захваченное с собой снаряжение, еще и «билеты на фестиваль» предъявили, ненастоящие, конечно, с подтертой датой.

 

Так или иначе, основные силы все же высадились в Керчи. В конце концов, 28 февраля переправу закрыли – в Киеве уже кто надо понял, что за паломники приехали и по каким святым местам они едут. А те, кто успел высадиться, столкнулись уже с другими проблемами – местными украинствующими провокаторами, местом для ночлега, транспортом, кознями СБУ, вопросами о том, где взять оружие, – уже они не мирный порядок приехали поддерживать, а защищать людей от вооруженных националистов. Как и положено по закону жанра в таких историях, героям встретились добрые люди – одну группу пустил переночевать в местный храм Андрея Первозванного настоятель батюшка Николай; транспорт буквально по единицам, вопреки приказам СБУ никакого транспорта казакам не давать в аренду, помогли добыть местные байкеры из «Ночных Волков», а оружие почти немедленно пообещал выделить штаб флота.

Наконец, казаки выдвинулись на назначенные им позиции. В Чонгаре они встретили совсем небольшую группу «беркутовцев», оставшихся на полуострове и переброшенных на посты, и местных ополченцев. Они, с объяснимой настороженностью, но все же обрадовались неожиданному подкреплению, поскольку очевидно не смогли бы оказать существенного сопротивления. Тем более, что никаких оборонительных укреплений здесь не было – казаки рассчитывали увидеть укрепления, окопы, блиндажи. Однако вместо простейших фортификационных сооружений – блокпост и палатка, развернутая неподалеку, пост ДПС да чистое поле. То же самое примерно было и на Турецком Валу, и на Перекопе. Строить пришлось буквально из подручных материалов – опять же, помогли добрые люди. Местные жители, узнавшие, что казаки приехали помогать против бандеровцев, начали приносить материалы, какие у кого в хозяйстве имелись, инструменты да продукты, а окоп помог вырыть местный владелец экскаватора – он наотрез отказался брать за это плату, разве что попросил заправить «петушок». Вырытые укрепления обложили мешками с песком, чтобы удобно было вести огонь, вырыли щели, где можно укрыться при артобстреле, соединили окопы ходами сообщения. К двум часам дня 1 марта трехкилометровый участок административной границы между Крымом и Украиной был занят казаками. Инженеры Черноморского флота установили на переднем крае сигнальные мины. Если бы боевики «Правого сектора» ночью решились перейти границу, то мгновенно выдали бы себя.

С оружием решилось не сразу – пока из штаба флота его не привезли, решили вооружиться коктейлями Молотова, которые тут же начали готовить, и использовать, в случае чего, оружие беркутовцев – те единственные были хоть как-то вооружены, имея на одного человека по автомату и три магазина на ствол. Определились с условными сигналами и тактикой, как быть, если подъедут бандеровцы, до того, как привезут оружие. Коктейли Молотова периодически поджигали и бросали вперед, чтоб издалека по ту сторону было видно, что граница на замке. А с той стороны уже приближались и «Захисныки ридны краины», вооруженные до зубов. Велико же было их удивление, когда они увидели добротные укрепления и немалые силы казаков.

 

Когда атаман Николай Долуда узнал, что его хлопцы обороняются без оружия, а всего в километре от них вооруженная орда, то немедленно вновь потребовал оружия у флота. И, наконец, миновав бюрократические да все соответствующие проволочки, на границу отправился обоз со стрелковым оружием и боеприпасами. Еще к тому же выделили по несколько БТРов, тем более, что по ту сторону баррикад уже подогнали РСЗО и бронетехнику. На постах к обороняющимся присоединились и их атаманы, что несказанно подняло дух казакам, и это было необходимо – при всей своей храбрости, люди испытывали тревогу. Имеющих настоящий боевой опыт среди них – меньшинство: подавляющее число членов отрядов – люди мирных профессий, а против них – вооруженные до зубов молодчики, вряд ли с миролюбивыми намерениями. И тем не менее, так северные ворота в Крым были закрыты – проще говоря, казаки, ополченцы да беркутовцы закрыли их самими собой.

Стояние на Сиваше

Потянулись напряженные дни буквально стояния – только вместо речки Угры здесь было соленое озеро Сиваш. Перед казаками, объединившимися с ополчением и «беркутами», была поставлена задача: избегать кровопролития, не вестись на провокации, ни в коем случае не начинать боестолкновение первыми, стрелять максимум в воздух, над головами, к тому же беречь боекомплект.

 

Уж чем-чем, а провокациями по ту сторону баррикад «правосеки» буквально баловали, пуская в дело целый их арсенал. Едва бронетехника начинала движение к посту Турецкий Вал, стражи блокпоста приходили в полную готовность. Вот оно, сейчас начнется – снимали с предохранителя и брали в руку бутылку с «Молотовым», но в последний момент украинский бронетранспортер резко поворачивался и ехал в сторону Чонгара. И так по несколько дней, от поста к посту. Вероятнее всего, таким образом хотели испытать нервы казаков на прочность и где-нибудь да спровоцировать, чтобы иметь полное основание уничтожить.

 

В ход шел и подкуп местных «активистов» – на Чонгар однажды двинулась огромная группа «патриотив» с плакатами понятного содержания: «Крым це Украина», «Убирайтесь, оккупанты» и прочими. Кто-то из местных, крымчан и без подкупа шел на провокации – как-то к блокпосту на Турецком Валу подъехал дорогой японский внедорожник с местными номерами, из которого выбралась тучная дама бальзаковского возраста. С ходу объявила, что она – «бандера», и принялась оскорблять сотрудников «Беркута», угрожать им. Бойцы не стали связываться со вздорной теткой, и их равнодушие ее только больше распалило. Она пыталась давить милиционеров машиной, в результате чего получила простреленные скаты и радиатор. На искалеченной машине сумела отъехать от блока метров на сто, где окончательно заклинило двигатель, там она ее и бросила. Оказалась «бандера» местной бизнесвумен из Армянска, известной своим склочным характером всему городу.

 

Пытались «поджигать» Крым и изнутри – через ячейки СБУ на территории полуострова. На блокпосты пытались пролезать местные юноши и девушки в неадекватном состоянии. Наутро они уже ничего не помнили – судя по всему, накачивали боевыми наркотиками, но их жизни организаторов не интересовали: главное – спровоцировать конфликт и кровопролитие.

 

 

Стражи блокпостов должны были не только стеречь ворота полуострова от вражеской бронетехники, но и проводить обычные досмотры машин, которые ехали в обе стороны, и среди гражданских автомобилей действительно находились «троянские кони». В одной под мешками нашли пистолет с боекомплектом, в другой – карабин «Сайга» с патронами, от попадания которых тело просто рвет, и выжить невозможно. У многих находили бронежилеты, другое оружие, а из конфискованных бейсбольных бит находчивые ребята сделали дрова для костров – мартовские ночи и в Крыму холодны. На Турецком Валу как-то вообще перехватили грузовик, на борту которого были полтонны взрывчатки. Едва не случилась настоящая трагедия, когда чуть было не открыли огонь по автобусу с гражданскими – тот летел к блокпосту и врезался в ограждение. Оказалось, на борту были сотрудники электростанции, ехавшие на смену, а водитель был то ли наркоман, то ли провокатор.

 

Еще одним испытанием стала попытка проезда «миссии ОБСЕ» – группы деловитых и высокомерных людей, заявлявших, что они едут собирать материал якобы для доклада в Европарламент. Провокация была тяжелой, но казаки устояли – оказалось, что не напрасно. Под видом миссии ОБСЕ там были американские наемники, прятавшие под кожаными плащами оружие. На их претензии стражи отвечали одно и то же: «Мы местные ополченцы, пропускать вас у нас не было приказа». То же самое было с «американскими журналистами», такие «миссии» объявлялись на всех постах. В тот раз, когда это было на Перекопе, «миссию» сопровождал некто из украинских силовиков, и «беркуты» опознали его как генерала их подразделения, который на Майдане переметнулся на сторону экстремистов и бросил ребят на убой бешенной толпе. Вспомнив пережитое и ужасные судьбы товарищей, спецназовцы готовы были его немедленно разорвать, но казаки удержали друзей. «ОБСЕ» так в Крым и не прорвались – всех удалось отогнать автоматными очередями в воздух.

 

Помимо провокаций врага, против казаков была, казалось, сама природа – мартовские ночи промозглые, дождливые, уходить с постов было нельзя, сушить решили только обувь. С едой было чуть лучше – сухпаи и вода. И тут над казаками и беркутами взяли шефство местные жители. Несли все – закатки, свежепойманную рыбу, запасы, воду, чай, сухую одежду, обувь. Один старичок принес сапоги и ботинки, заявив, что готов ходить в галошах, уступив хлопцам обувку, только б они их не оставили здесь, перед вооруженной ордой боевиков. На Чонгаре как-то, 8 марта, казак поздравил с праздником девушку, шедшую мимо блокпоста, и поцеловал ей ручку – девушка расплакалась и попросила не бросать их. Конечно, такое отношение было не единодушным – среди местных хватало и украинствующих, да и не сразу это отношение проявилось – кто пустит первого встречного незнакомца с оружием, построившего блокпост и готового, кажется со стороны, начать здесь, у тебя дома, войну, непонятно кому нужную. Но понимание, впрочем, приходило быстро, и на своих рубежах казаки, ополченцы, среди которых были и совсем юные ребята 16-17 лет, и беркуты, кое-где усиленные морпехами, удержались в том числе благодаря крымчанам, которые им поверили – и не прогадали.

 

Итак, за несколько недель стояния, с начала месяца и до референдума, украинцы так и не пошли на прорыв, не использовали ни артиллерию, ни РСЗО. Попытки диверсантов пролезть – были, они попадались в капканы цепи мин, установленных флотскими саперами в самых слабых местах обороны.  Но на полноценное вторжение боевики так и не решились, даже имея численный перевес. Что было тому причиной – приказы из Киева или уверенный вид самих казаков, так и показывающих, что готовы здесь полечь, но не пропустить националистов в Крым – остается только догадываться. Свою решимость казаки демонстрировали, кстати, еще и некими хитростями. Как-то один из казаков, обросший бородой, пустил очередь в воздух и крикнул «Аллаху Акбар!» – его приняли за чеченца, а они повергали украинцев в ужас уже одним вероятным присутствием.

Наконец, когда референдум был все ближе, на блокпосты пришло долгожданное подкрепление – регулярные части российской Армии. На Турецком Валу, правда, друг друга не признали, чуть не открыли огонь. Позже подъесаул Андрей Артюхов вспоминал, что на него глядел пулемет, а он возвел автомат, после чего состоялся кинематографичный диалог:

– Сынок, ты чьих будешь?

– Российская Армия.

– А я кубанский казак. Чего это ты меня под прицелом держишь?

– Так нам ничего не сказали о казаках.

Завершился диалог громким хохотом. Уезжать казакам не хотелось: «беркуты», с которыми они за это время воистину породнились, не хотели их отпускать. Но всем нужен был отдых, свой долг здесь, у северных ворот в Тавриду, казаки и их товарищи выполнили с честью, несмотря на очевидные риски. Впрочем, то же самое когда-то прошли их предки-кубанцы под Кущевкой, верхом на конях и с коктейлями Молотова выйдя против нацистских танков. Казакам не привыкать!

Что было дальше – знают все: благополучно прошел референдум, большинством крымчан было решено возвращаться в родное лоно, в состав России. До этого, параллельно событиям на Перекопе, Турецком Валу и Чонгаре, происходили свои игры судьбы внутри Крыма, в городах, где не дремали СБУ и прочие, и там казаки проявили себя с лучшей из сторон. Позже многие из них были награждены, как их атаман Долуда, медалью «За возвращение Крыма», и их заслуги не остались незамеченными. Тогда кровопролития удалось избежать: способствовало ли тому удачное стечение обстоятельств или Божья воля – неизвестно. Кровь пролилась уже позже, в том числе и казачья, там, куда казаков снова призвал долг перед родной землей – на Донбассе. Но это уже совсем другая история…

 

По материалам книги «Казачий авангард. Документальное повествование», подготовленной творческим коллективом редакции независимой газеты Краснодарского края «Вольная Кубань» под руководством Сергея Капрелова.